Коллективный член Русского географического общества










Байкал

История и этнография

    Самые древние известные ученым поселения возникли в Прибайкалье 24-25 тысяч лет назад в эпоху палеолита. Археологи обнаружили их у деревень Мальта и Нижняя Буреть на Ангаре приблизительно в 100 км от Иркутска. Расположены эти поселения в 7-8 км друг от друга. Здесь обитали охотники за мамонтами. Главным строительным материалом для жилищ служили кости и бивни этих гигантов. А каркас для кровли делали из искусно переплетенных раскидистых рогов северного оленя. Археологи нашли на месте этих поселений множество разнообразных каменных орудий, в том числе предназначенных для тонкой резьбы по кости.

    После довольно длительного периода упадка и застоя, уже в неолите, в так называемый серовский этап, жители Байкальского региона вновь строят большие постоянные поселки в десятки очагов; у них разнообразный, сложный, совершенный хозяйственный инвентарь, оружие, принадлежности для рыбной ловли, богато орнаментированная керамическая посуда. Похоже, здесь впервые в мире был создан так называемый сложный лук. Его деревянная основа усилена роговыми пластинами-накладками, что значительно увеличивает дальнобойность. В одном из "серовских" захоронений останки мужчины были как бы "обложены" с одной стороны почти во весь его рост длинными дугообразными роговыми пластинами. Это и были "силовые" накладки на давно истлевшей деревянной основе лука. В обиходе "серовиев" были многочисленные украшения-амулеты с прекрасными резными изображениями животных. Главный "персонаж" серовского искусства - лось. Многочисленные высеченные и наведенные охрой изображения сохатого украшают скалы, отдельные приметные камни в долине Ангары, Верхней Лены, по берегам самого Байкала и его мелких притоков.

    Влияние байкальской культуры заметно в неолитических памятниках Енисея, Алтая, Забайкалья до Амура, Центральной Якутии. Некоторые элементы байкальской материальной культуры, например, наконечники стрел "уолбинского" типа, неотличимы от тех, что находят в неолитических раскопках Скандинавии, сопредельных стран Северной Европы, на островах Онежского озера.

    Но после "серовского" времени жители Байкала вновь утрачивают "лидирующие позиции" в развитии сибирской и центрально-азиатской культуры. Здесь в течение почти тысячи лет, с середины III до середины II тысячелетия до н.э., развивается "глазковская" археологическая культура. Именно в ее недрах постепенно сложился так называемый тунгусский комплекс. В этот "комплекс" входят: шитая берестяная лодка; берестяная и деревянная посуда; такие же переносные колыбели; приспособление для переноски тяжестей на спине - вроде старинной строительной "козы"; сложный лук; короткое прочное копье с массивным длинным острием; трехсоставная распашная одежда, позволяющая просушиться у костра, не раздеваясь догола, и некоторые другие предметы обихода.

    Именно так снаряженными и вооруженными застали тунгусов-эвенков русские первопроходцы, добравшиеся до Прибайкалья и Средней Сибири к середине XVII века. То есть этот комплекс просуществовал не менее 3 тысяч лет! Поразительный консерватизм! Но можно сказать иначе - устойчивость и совершенство. Ведь снаряженные таким образом тунгусские племена, предки современных эвенков и эвенов, прошли и освоили безлюдные горно-таежные земли от Байкала на север до гор Путорана и Анабара, на восток - до Колымского массива и Охотского побережья.

    В конце бронзового века в Забайкалье проникла "культура плиточных погребений", во многом сходная с татарской культурой Минусинской котловины. Она тоже включала элементы "скифского звериного стиля". Эти "плиточники" оставили нам знаменитые "оленные", или "овечьи" камни. Самый известный среди них, "Иволгинский камень", со всемирно известным скифским "летящим оленем" был обнаружен в 22 км от Улан-Удэ, в устье р. Иволги. В культурном отношении "плиточники" Забайкалья и Монголии были частью общего скифского мира. Возможно, часть их впоследствии была среди предков современных бурят.

    "Сменщики", а вернее всего победители сибирских скифов - гунны (хунну). Судя по находкам Иволгинского городища, это был действительно очень воинственный и очень хорошо оснащенный для войны народ. Именно здесь впервые в Сибири обнаружены многочисленные остатки железного оружия, лат, шлемов. Есть также и железные орудия труда, в том числе и сошники для плугов. Видимо хунну и были первыми настоящими хозяевами железа в Сибири. Наверно это в значительной мере способствовало их. военным успехам. В середине II в. до н.э. Нижнеиволгинское городище было разрушено и сожжено.

    Совершили это тоже кочевники, которых китайцы называли "сяньби". Это прямые предки монголов. В свое время они были покорены хунну и входили в состав их государства. Затем, как это нередко бывает, изгнали своих прежних господ. И вот отсюда, из Забайкалья, начался путь изгнанников-хунну, почти через пять с половиной веков завершившийся в Галлии, на Каталуанских полях разгромом войска гуннского паря Аттилы.

    После этого, в Х-XI веках, здесь поселились монголоязычные племена, в том числе племя баргут. А вытесненные ими тюрки переместились на север и запад, дав начало народам курыкан и уйгур. Монголы проникают далеко на север, в леса, вплоть до верховьев Лены. Они оставили здесь свои могильники, например Сэгенутский - на Верхней Лене. Оставили они и свои писаницы на знаменитых Шишкинских скалах, нанеся их поверх курыканских. Они изображают сцены перекочевок, перегона стад, перевозки юрт и тому подобное. Известный арабский ученый и путешественник XIII века Рашид-ад-дин, автор исторического трактата об истории походов Чингисхана - "Сокровенное сказание" - описывает племена лесных звероловов и степных скотоводов в стране Баргуджин-Тукум Вот в числе лесных он называет хари-туматов, баргутов и бурятов ("булия")

    "Отметилась" в окрестностях Байкала и последняя из великих степных империй - государство Чингисхана и его наследников, Памятниками этого периода в Забайкалье являются раскопанные археологами так называемые городки - Кондуйский и Хирхиринский. Первый расположен на реке Борул-Кондуй. Это крупный дворцовый комплекс, своей архитектурой и роскошной отделкой как бы повторяющий дворец кагана Угедея в первой "оседлой" столице империи Чингизидов - Каракоруме. Борул-Кондуйский дворец погиб в огне пожара еще в первой половине, XIII века. Хирхиринский "городок" расположен рядом с Борул-Кондуйским. Это было поселение городского типа, окруженное крепостной стеной да еще с цитаделью внутри. Здесь.была откопана каменная плита с уйгурской надписью, важной для понимания ранней истории Бурятии: "Когда Чингисхан после нашествия на народ Сартгул (Хорезм) возвратился и люди всех монгольских поколений собрались в Буга-Чучигее, то Исунке получил в удел 335 воинов хондогорских", Исунге - историческая фигура, известная из других источников, близкий родич, возможно племянник Чингисхана. В окрестностях Хирхиринского городища раскопано также несколько монгольских захоронений, явно принадлежащих высшим аристократам. Это видно по находкам в некоторых из них золотых и серебряных нагрудных пластин-пайцз с изображением сокола, волчьей головы и других. Такие пайцзы служили "служебными удостоверениями" высших чинов армии и администрации, а также близких родственников повелителя. То есть похоже, что какое то время здесь, поблизости от родовых кочевий Темучина - Чингисхана, была сердцевина его новорожденной империи. Но довольно скоро центр ее сместился во Внутреннюю Монголию, а затем и в Китай. А Забайкалье и вообще окрестности Байкала стали глухой окраиной китайско-монгольской империи Юань. И похоже, большой дружбы между так широко расселившимися "родственниками" по языку не было.

    В результате ко времени появления на Байкале русских первопроходцев коренное население этих мест составляли тунгусские племена лесных охотников, так называемые, конные тунгусы и братские люди - буряты-скотоводы. Их постепенное сплочение, начавшись в Х-XI веках, продолжалось до XVI-XVI веков. А уже к началу XVII века атаманы Поздей Фирсов и Василий Тюменец "отписывают" тюменскому воеводе, что "де у братских людей боле как 20 тысяч человек на конь садитца...". По сибирским меркам народ огромный.

    Источники:

    Исторический путеводитель. Байкал, Якутия, Камчатка. - М., Вече, 2002

    www.baikalarea.ru